Культура

160 лет со дня рождения художника Александра Головина

160 лет со дня рождения художника Александра Головина

160 лет со дня рождения художника Александра Головина

А. Головин. 1916. Фото М. А. Шерлинга. СПб

1 марта 1863, 160 лет назад, родился художник, сценограф и декоратор Александр Яковлевич Головин (1863-1930). Творческий путь Головина проходит по всем узловым станциям Серебряного века: Абрамцево, Императорские театры, Всемирная выставка в Париже 1900, «Мир искусства», дягилевская антреприза, спектакли Станиславского и Мейерхольда.

В 1890-е Головин участвовал в деятельности организованного С. Мамонтовым абрамцевского кружка, где работал с майоликой и деревом, постигая стилистику народного искусства. В Абрамцево художники участвовали в домашних спектаклях в качестве актеров, режиссеров и оформителей – так возникла идея синтетического постановочного решения спектакля, где декорация становится полноправным участником действия.

В 1900 вместе с К. Коровиным художник оформил русский павильон на Всемирной парижской выставке. По заказу Мамонтова участвовал в создании майоликовых фризов для московской гостиницы «Метрополь»: большая работа на главном фасаде – «Принцесса Грёза» – выполнена Михаилом Врубелем, а остальные – «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд» – созданы Головиным.

С 1900 по приглашению Управляющего Московской конторой Императорских театров В. А. Теляковского художник стал писать декорации к спектаклям сначала в Москве, затем в Петербурге, где в 1902 занял пост главного художника Императорских театров.

Сергея Дягилева привлекло умение Головина показывать русские национальные традиции через европейский модерн. Дягилев оказывал Головину большую поддержку в художественных кругах, регулярно публикуя его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминая художника в своих статьях. Именно Головин – вместе с К. Коровиным, И. Билибиным и А. Бенуа – в 1908 стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже. В частности, им был создан знаменитый костюм царя Бориса, а затем портрет Федора Шаляпина в этом образе.

В 1910-м Головин оформил для антрепризы балет Стравинского «Жар-птица» (за исключением двух костюмов «Жар-птицы» и «Царевны», созданных Львом Бакстом). Художественный критик Анри Геон писал: «”Жар-птица” – плод интимного сотрудничества хореографа, композитора и художника (Фокина, Стравинского и Головина) – представляет собою чудо восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами. Отливающая темно-золотистым цветом декорация заднего плана как будто сделана тем же способом, как и полная оттенков ткань оркестра. В оркестре поистине слышны голоса волшебника и беснующихся ведьм и гномов. Когда пролетает Птица, кажется, что ее несет музыка. Стравинский, Фокин, Головин – я вижу в них одного автора. Однако какое все это русское, то, что создают русские, и какое все это в то же время – французское! Какое чувство меры и фантазии, какая серьезная простота, какой вкус! Это Восток Бёрдслея и французских импрессионистов». Сам же Головин счел эту работу неудачной: ему казалось, что фигуры балетных артистов и пластика танца терялись в мозаике декораций.

Сотрудничество Всеволода Мейерхольда с Головиным, начавшееся с приходом режиссера в петербургские Императорские театры в 1908, продолжалось до 1918. Вместе они поставили более двадцати спектаклей.

В предисловии к книге «О театре» Мейерхольд писал: «…два имени никогда не исчезнут из моей памяти – А.Я. Головин и покойный Н.Н. Сапунов – это те, с кем, с великой радостью, вместе шел я по пути исканий в “Балаганчике”, “Дон Жуане” и “Шарфе Коломбины”; это те, кому, как и мне, приоткрыты были потайные двери в страну Чудес».

Вершиной их совместного творчества стал спектакль «Маскарад». Спектакль Мейерхольда-Головина, готовившийся почти десять лет, был синтетическим действом, в котором причудливо соединились пение хора, танец, пантомима и трагедия. Головин постоянно присутствовал на репетициях, консультировал артистов при освоении ими костюмов, гримов, Мейерхольд живо интересовался процессом изготовления всех деталей оформления – от декораций до бутафории. Основной темой лермонтовского «Маскарада» в интерпретации Мейерхольда была иллюзорность жизни царской России, стремительно несущейся к краху. «Маскарад» трактовался как глобальная социальная метафора – маскарад эпохи, где подлинные человеческие чувства скрыты под покровом масок.

Премьера «Маскарада» состоялась 25 февраля 1917 – в день начала Февральской революции – и стала последним спектаклем императорского Александринского театра и финалом Прекрасной эпохи Серебряного века.

Источник

Похожие радио

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»