«Праздник высокой музыки»: Надежда Аверина — к юбилею Геннадия Дмитряка
Юбилейный концерт 11 мая 2022 в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Фото предоставлены пресс-службой Капеллы России им. А. Юрлова
Праздник высокой музыки царил 11 мая в Концертном зале имени П. И. Чайковского на юбилейном концерте одного из ведущих дирижеров, художественного руководителя двух крупнейших хоровых коллективов, народного артиста России, профессора Геннадия Дмитряка.
Продуманная драматургия концерта, интересная, редко звучащая программа, составленная из шедевров отечественной и зарубежной музыки, вдохновенное пение артистов хора определили музыкальную значимость концерта, явились подтверждением мастерства дирижера-юбиляра, а также высокого профессионального уровня руководимых им Капеллы имени А. А. Юрлова и Государственного русского хора имени А. В. Свешникова.
Идея объединить два коллектива в единый творческий организм дала уникальную возможность для исполнения непростых масштабных многоголосных двухорных композиций без сопровождения, составивших программу первого отделения вечера.
Словно торжественная прелюдия прозвучал в начале духовный концерт Д. Бортнянского «Тебе Бога хвалим». Использование приема антифонного изложения в этой развернутой партесной композиции, в которой два хора попеременно, словно соревнуясь друг с другом, воспевают творца всего видимого и невидимого, создало в зале атмосферу вселенского ликования, наполненного свежестью и энергией молодых голосов.
Две сложнейшие партитуры С. И. Танеева, из цикла «Двенадцать хоров на стихи Я. Полонского», являющегося одной из вершин хорового письма, продолжили концерт. Мощь музыкального содержания и формы, контрастность образов и динамики обрели свое воплощение в богатстве хорового звучания, в красочной смене звука, в точной фразировке и, особенно, в ясности полифонической фактуры, где прослушивалась каждая фраза, взаимодействие и противопоставление мелодических линий. Принципы симфонического развития, использованные здесь композитором, как нельзя лучше выявили стремление дирижера привнести в хоровое пение элементы симфонического мышления и тембрового разнообразия.
Завершала первое отделение кантата «Лик человеческий», созданная французским композитором ХХ века Франсисом Пуленком в годы Второй мировой войны на стихи Поля Элюара. Монументальная восьмичастная кантата-молитва, пронизанная антифашистскими, антинационалистическими идеями, стала музыкальной и смысловой кульминацией концерта. Интересно отметить, что кантата исполнялась на русском языке в переводе Всеволода Рождественского. И если поначалу казалось, что русский текст не вполне сочетается с изысканным колоритом музыки (т. к. язык во многом определяет стилистику исполнения, высвечивает мелодические линии голосов, дает тембровую окраску звучания, и просто придает определенный шарм всему сочинению), то уже со второй его части стало ясно намерение дирижера и убедительность данной трактовки. Выстроенная концепция, мастерская подача слова, яркие смысловые акценты, динамическое развитие образов позволили слушателям осознать всю глубину и масштаб шедевра Пуленка.
Во втором отделении вечера каждый хор выступал с сольной программой, и искушенной публике представлялась возможность сравнить мастерство прославленных коллективов. Интерес усиливался тем фактом, что Капеллой Геннадий Дмитряк руководит уже почти 20 лет, а Государственным хором – лишь с 2020. Оба хора, исполнив по три контрастных сочинения, продемонстрировали и музыкальную чуткость, и тембральную слитность, и свои удивительные технические возможности.
Геннадий Дмитряк