Музыка

«Завтраккусто» — «Приют для мертвецов»

Группа «Завтраккусто» выпустила воздушный декаданс-альбом, который вызывает вопросы и восхищение.

MARS Records, 2021.
Жанр: русский рок, рок-декаданс, акустический рок.

Надо же сначала представить. История московской группы «Завтраккусто» началась с развала группы «Акулы на Прогулке», с переменным успехом игравших с 2006 года всякое от поп-панка до брит-попа. Но в 2014 году группа вдруг победила на самой первой «Битве за эфир» на «Нашем радио» с песней «Криминально!», пробившись в радиоэфир. И тут же распалась. Появилась группа «Завтраккусто», сконцентрировавшаяся на продолжении успеха песни «Криминально!», — густой декаданс, многочисленные отсылки к литературным источникам, и при этом простой двухдольный ритм, элементарный гитарный бой… Словом, ничего не должно отвлекать внимания от текста этих песен.

Песни «Завтраккусто» похожи на демки, при этом сочетание изысканности и глубины текстов изрядно гармонирует с привольной мелодикой вокала и бэков, и прочим минимализмом в аранжировках. И это, на секундочку, седьмой альбом! Уже в ротациях «Нашего Радио» появился «Мёртвый матрос» из альбома, и это второе явление группы в эфирах этой станции, что успех. На «Дикой мяте» успели выступить, а там Андрей Клюкин ведет жесткий отбор качества.

Голос Артёма Кеворкянца чист по нотам, ярко окрашен темброво, и имеет склонность к вытягиванию гласных на концах фраз. Но странным образом это вообще не напоминает никакую «Агату Кристи», а мелодичность скорее отсылает к другой старомосковской группе «Старый Приятель», лидер которой Александр Зарецкий недавно трагически скончался от коронавируса. А пущая декадансовость — к «Оберманекену» или «Бостонскому Чаепитию», московским же. То есть это очень московская музыка.

«Завтраккусто» - «Приют для мертвецов»

«Завтраккусто» — «Приют для мертвецов»

В альбом «Приют для мертвецов» вошло 10 песен, и каждая, кроме последней песни «Вожатый», четко сконцентрирована на эпичный декаданс — все тексты с двойным дном, подразумевающим образованность или хотя бы желание слушателя докопаться до источников. И это мне жутко нравится. Ценз повышает качество публики, хотя и отсекает ее массовость.

Что же тут с отсылками? Забавно, что в «Есенине» речитатив явно отсылает к «Районам-кварталам» группы «Звери», хотя вряд ли это подразумевалось создателями. Зато в конце звучит голос живого Есенина, и это очень круто. Хотя я бы попенял на то, что использована некорректная замедленная фонограмма, ведь еще в 1978 году вышла пластинка «Голоса, зазвучавшие вновь» с правильным тембром Есенина, не таким «старческим», как на ошибочных ранних реставрациях восковых валиков.

Прекрасное приношение Булату Окуджава есть в треке «Волхонка» — переосмысление «Часовых любви» с ироничным припевом «А на Волхонке воют волки» (напомню, это «золотой треугольник», самые дорогие дома Москвы). Открывающая альбом песня «Анетта» начинается с цитаты песни Константина Никольского «Я сам из тех», а неожиданное регги-продолжение — аффинаж с хита «Markscheider Kunst» — «Деньги». Кажется, музыканты слишком буквально восприняли совет Владимира Матецкого на «Маяке» делать похожие на хиты песни…

Собственно, почти каждая песня «Завтраккусто» имеет предысточники, даже лень их вскрывать. Ребята в этом смысле не заморачиваются. Но если спросить, создает ли группа прибавочную стоимость, — то ответ «да» очевиден. Они старательно перебирают наследие русского рока, ищут близкое себе, и снабжают почти галлюциногенным текстом. Это прикольно. Песня «Начинаю гореть» построена на безмятежном латино, но с таким текстом, смысла которого я понять так и не смог (если кто-нибудь понял, киньте в комментарии свою версию!). Фраза «Мертвый матрос подает сигналы SOS», — это уже хук. Иногда группа скатывается в пошловатость типа «Твоя квартира даже ближе шестого округа Парижа», иногда балалаечный тембр делает чудеса в «Вы полюбили». Иногда те же «Вы полюбили» обращаются в кантри «Морячок» Дианы Арбениной, и это уже менее интересно.

Главная проблема «Завтраккусто» — они не стремятся быть первичными, делать что-то первыми. Они ловят волну и перерабатывают. Это не стремно, но я не понимаю, почему не делать оригинальную музыку и вообще музыку за рамками этих дворовых аккордов и аппликатур. Ребята как будто в заложниках у «Талибана». А это не так. Они сами себе рубят топорами руки, чтобы не сделать чего не так. И они чертовски талантливые, но не верят в себя.

Тем не менее, «Приют для мертвецов» — самый технически качественный альбом из выпущенных. Мне нравится их стремление к качеству звука. Но отсутствие амбициозности — дико странно. Они такие мелодисты, что многие бы позавидовали бы. Что же они такие застенчивые?

Гуру КЕН
Источник

Похожие радио

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»