Культура

Фестиваль «Золотая маска» назвал лауреатов по итогам пандемического сезона 20/21

Фестиваль «Золотая маска» назвал лауреатов по итогам пандемического сезона 20/21

Церемония вручения Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в онлайн-формате. Режиссер Нина Чусова, художник по костюмам Полина Гречко и композитор Алексей Наджаров. Фотограф Дмитирий Дубинский

Статуя
Дай руку.

Дон Гуан
Вот она… о, тяжело
Пожатье каменной  его десницы!
Оставь меня, пусти —  пусти мне руку…
Я гибну — кончено —  о Дона Анна!

Проваливаются.

А.С. Пушкин. «Каменный гость»

За две недели до церемонии вручения «Золотой маски»-2022 организаторы объявили о переносе мероприятия в режим онлайн. Церемония прошла 20 апреля в пустом зале МАМТа им. Станиславского и Немировича-Данченко: строго и аскетично, без зрителей, без вставных музыкальных номеров, без режиссерской идеи, которая объединила бы происходящее в театральное действо.

По словам президента «Золотой маски» Марии Ревякиной, лаконичность и строгость были связаны с неуместностью развлекательных мероприятий в нынешней ситуации и экономией средств. «Здесь много слилось обстоятельств, — отметила она в беседе с «Известиями». — Сейчас не время для праздников, и, второе, конечно, имела место финансовая наша история. В то же время в таком формате есть и свои плюсы: например, по видеотрансляции мы можем увидеть команду создателей того или иного спектакля полностью, в то время как на “живую” церемонию обычно приезжают два-три человека».

Развлекательные мероприятия повсюду отошли в сторону (за редким исключением тех, кто подчеркнуто не обращает внимание на происходящее и продолжает работать в прежнем режиме).

Театр над бездной

Церемония онлайн 2020 — неизбежное пандемическое зло — вызывала энтузиазм самим фактом проведения. В непривычное время (осенью, а не весной), с сокращенной на две трети фестивальной программой, на пустой сцене МАМТа, на фоне пустых кресел зрительного зала (как бы оффлайновая церемония, вывернутая наизнанку), но все же это было объединение театра, показатель, что искусство живет, назло эпидемии и закрытым границам. И прямые включения лауреатов дышали азартом и искренней радостью.

В 2021, несмотря на масочный режим и ограничения по заполняемости зала, «Маска» стала настоящим праздником: в долгожданном офлайне, с духовым оркестром в саду, раскинувшемся на сцене зала «Зарядье», с остроумным сценарием, где в антураже чеховских «Трех сестер» шла шутливая пикировка между традиционным и современным театром (режиссер Н. Чусова, режиссерка и драматург: Ж. Беркович, автор идеи и художник З. Марголин). Тогда казалось, что жизнь вошла в привычную колею.

И вот 2022 — возвращение в онлайн. Возможно, чтобы избежать высказываний участников и зрителей не по сценарию. Съемка велась с верхнего яруса МАМТа. Ведущие — Мириам Сехон и Сергей Епишев — стояли спиной к пустому зрительному залу на платформе, как стоят ныряльщики на подкидной доске перед тем, как оттолкнуться и полететь в водную бездну. Радость лауреатов в этот раз была сдержанной.

Драмтеатр

Итоги «Золотой маски» всегда выглядели отчасти бесспорными, отчасти — компромиссными. Жюри мастерски умеет играть разными номинациями: можно отметить спектакль за свет, костюмы или роль второго плана — при этом работа в целом все равно попадает в список избранных, и на сайте театра будет красоваться заветная премия. А если награждается сам спектакль или режиссер, то это уже высший уровень, самый главный символ признания и поддержки. В этом году выбор победителей был дополнительно ограничен многочисленными внетеатральными соображениями. Поэтому премии, а также специальные призы читаются как эзопов язык, предназначенный для общения жюри с театральным сообществом.

Список «масочных» драматических спектаклей этого года ясно очерчивает круг режиссерских раздумий и болевых точек сегодняшней реальности. Фантасмагория Андрея Могучего «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель» — история про непрошедшее время, где страшная реальность сталинских репрессий переплетается с фантасмагорическими снами и фантазиями (победитель в номинации «Драма / Спектакль большой формы»). «Братья Карамазовы» Льва Додина — о внутренних механизмах «карамазовщины». «Дело» Дмитрия Егорова по Сухово-Кобылину – о взяточничестве, кумовстве и перемалывании системой отдельного человека и его бессилии в противостоянии с ней. Философский спектакль Антона Федорова «Иваново детство» (ТЮЗ, Казань) — тихий и страшный разговор о войне (мальчика, при жизни омертвевшего от ужасов и смертей, играет кукла). «Циолковский» Бориса Павловича (Театр драмы им. Ф. Волкова, Ярославль) — о вечной грандиозной мечте о космосе. «Горбачев» Алвиса Херманиса с Чулпан Хаматовой (Театр Наций, Москва) — о самой спорной фигуре в самый напряженно разглядываемый сейчас период отечественной истории. «Дон Жуан. Генеральная репетиция» Дмитрия Крымова (Мастерская Фоменко, Москва) — о театре и жизни с неузнаваемым Евгением Цыгановым в главной роли (премия в номинации «Лучшая мужская роль»).

Фестиваль «Золотая маска» назвал лауреатов по итогам пандемического сезона 20/21

«Дон Жуан. Генеральная репетиция». Фото Сергей Петров

Музыкальный театр

В опере режиссер неожиданно стал фигурой отсутствующей. Претендентами на режиссерскую номинацию были Дмитрий Белянушкин, Сергей Бобров, Константин Богомолов, Михаил Бычков, Марат Гацалов, Филипп Григорьян, Клаус Гут, Ярославия Калесидис, Елизавета Корнеева, Владиславс Наставшевс. Но премия в этой номинации присуждена не была. Администрация фестиваля прокомментировала свое решение:

«По итогам обсуждения и тайного голосования Жюри музыкального театра, состоявшегося днем 19 апреля, большинство голосов набрал Клаус Гут, режиссер оперы “Саломея” в Большом театре. Глубоким вечером, после 23.00, в день голосования в Дирекцию Большого театра пришло письмо от Клауса Гута с отказом от Премии в случае ее присуждения. Клаус Гут не мог знать о решении жюри, и само жюри в момент обсуждения не знало о письме — оно было отправлено в дирекцию Фестиваля уже позднее. По положению о Премии и Фестивале итоги голосования Жюри невозможно изменить, но невозможно и не принимать во внимание решение Клауса Гута. Поэтому Премия в номинации “Лучшая работа режиссера в опере” не была присуждена».

Возможно, в этом случае фестивалю стоило пересмотреть правила и, проведя дополнительное голосование, выбрать лучшего режиссера из оставшихся. Лучшим оперным спектаклем, тем не менее, была признана работа Клауса Гута — «Саломея» (Большой театр, Москва).

Пермский театр опера и балета, заявленный тремя «режиссерскими» спектаклями: «Кармен» Константина Богомолова, «Дон Жуан» Марата Гацалова, «Любовь к трем апельсинам» Филиппа Григорьяна — получил две «художественные» маски («Любовь к трем апельсинам», художник по костюмам Влада Помиркованая и художник по свету Сергей Васильев) и одну «дирижерскую» (Филипп Чижевский за «Кармен»). Насколько значителен был вклад Чижевского? Все же «Кармен» — не «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя-Богомолова в МАМТе (где Чижевский дирижировал своим оркестром Questa musica). Партитура самой популярной оперы впета певцами и выграна оркестрантами давно. Так что о какой-то особенной интерпретации «Кармен» в пермской опере говорить не приходится. Награда подчеркнуто режиссерскому спектаклю за музыкальную часть тонко показывает позицию «Золотой маски»: «Это все, конечно, хорошо, но вернитесь лучше к музыке». Хотя очевидно, что Богомолов ставил не «Кармен» Бизе, а использовал самую популярную, архетипическую оперу как отправную точку, чтобы поговорить о других вещах. Через параллель с цыганами затронуть тему антисемитизма и судьбы еврейского народа (с дореволюцинных лет до наших дней). Выстроить диалог с оперой и реальным миром — в своей фирменной цинично-отстраненной, «богомоловской», манере — задуматься о внутритеатральных делах («хор из Одессы товарища Кехмана»), о жестокости как норме современной жизни.

Параллельно к музыкальному тексту оперы в спектакле существует второй и третий слой (как и в «слоеном пироге» спектакля «Триумф Времени и Бесчувствия») — сценография, текст, видеопроекции, через которые режиссер ведет непрерывный и острый диалог со зрителем. Судить спектакль как «новую постановку оперы Бизе» не имеет смысла — это принципиально иное: постмодернистская музыкально-театральная мистерия Константина Богомолова.

С другой стороны, выбор Чижевского в качестве лучшего дирижера мог быть продиктован желанием жюри заполнить эту номинацию в условиях ограничений: отстраненного от дирижирования Ивана Великанова наградить не могли (хотя его вместе с Белянушкиным отметили спецпремией), Туган Сохиев покинул Большой театр, Джанлука Капуано — иностранец; все прочие претенденты — музыканты несопоставимого с ними уровня. Методом исключения действительно остается только Чижевский, и заодно решается проблема с Богомоловым.

К сожалению, жюри оставило без внимания два достойных спектакля Большого театра. «Искатели жемчуга» Бизе в постановке Наставшевса — минималистическая точная работа, тончайшая музыкальная режиссура, выстроенная в условиях ограниченных возможностей Камерной сцены (небольшое пространство, маленькая яма, нет боковых карманов). Спектакль был заявлен в 7 номинациях и не получил ни одной. Оперетта «Москва, Черемушки» Шостаковича в виртуозной, живой, дышащей постановке Ивана Поповски вообще не попала ни в список номинантов, ни в лонг-лист. Хотя, возможно, это вынужденное ограничение: Большой и без того рекордсмен по количеству номинаций и наград. Также с номинациями, но без «Масок» оказались российская премьера оперы «Любовь издалека» Кайи Саариахо (Урал Опера Балет, режиссер Ярославия Калесидис, дирижер Константин Чудовский) и «Vita Nuova» Владимира Мартынова (Башопера, Уфа, режиссер Елизавета Корнеева, дирижер Артем Макаров).

Дмитрий Крымов в пятый раз стал лауреатом премии «Золотая маска», получив награду в номинации «Лучшая работа режиссера в драмтеатре» за спектакль «Моцарт. “Дон Жуан”. Генеральная репетиция» в «Мастерской Петра Фоменко». Пожалуй, впервые в истории фестиваля спектакль настолько возвышается над всем номинационным миром. Постановка несет в себе буквально квинтэссенцию всего: драмы и оперы, театра и жизни, непреложных истин и вампуки. Но в эти времена, когда Богомолов получает свой театр, Курентзис — награду к юбилею 24 февраля, а Крымов уезжает.

Фестиваль «Золотая маска» назвал лауреатов по итогам пандемического сезона 20/21

«Дон Жуан. Генеральная репетиция». Фото Василь Ярошевич

Источник

Похожие радио

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»