Геннадий Дмитряк – о музыке и о судьбе
8 мая 2022 отметил 75-летие Геннадий Александрович Дмитряк – известный хоровой и оперно-симфонический дирижер, народный артист РФ, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова и Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова. 11 мая в Концертном зале имени П. И. Чайковского состоялся юбилейный концерт Геннадия Дмитряка, с участием обоих коллективов. Концерт прошел в рамках фестиваля Капеллы имени Юрлова и Госхора имени Свешникова.
Г. А. Дмитряк окончил ГМПИ имени Гнесиных и Московскую консерваторию. Его наставниками и учителями были А. А. Юрлов, К. П. Кондрашин, Л. М. Гинзбург, Г. Н. Рождественский, В. Н. Минин, В. С. Попов.
Более полувека Геннадий Дмитряк – ведущий мастер хорового искусства. Работал в качестве дирижера и хормейстера в лучших коллективах Москвы, России и за рубежом: в Московском камерном музыкальном театре под руководством Б. А. Покровского, Московском камерном хоре под управлением В. Минина, МАМТе, «Новой Опере», Театре оперы и балета имени Г. Лорки в Гаване. В 1991 маэстро создал и до 2006 возглавлял Ансамбль солистов «Капелла “Московский Кремль”», на счету которого – свыше 1000 концертов, десятки гастрольных поездок.
Наиболее полно творческий потенциал Геннадия Дмитряка раскрылся в должности художественного руководителя и главного дирижера Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова. Благодаря его высокому профессионализму и творческой энергии Капелла вновь, как и при Александре Юрлове, заняла лидирующее место среди музыкальных коллективов страны. Репертуар коллектива пополнился сочинениями современных авторов, значительно расширилась география его российских и зарубежных гастролей.
В качестве хорового и симфонического дирижера Геннадий Дмитряк выступает с прославленными коллективами: Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии и другими.
Важное направление в творческой деятельности дирижера – исполнение сочинений современных российских композиторов: А. Шнитке, Г. Свиридова, Р. Щедрина, В. Артемова, А. Чайковского, Г. Канчели, А. Караманова, А. Ларина и других.
Геннадий Дмитряк – инициатор и художественный руководитель всероссийских музыкальных фестивалей: «Любовь святая», «Кремли и храмы России», призванных пропагандировать отечественную хоровую музыку, русскую духовную музыку разных эпох – как в столице, так и в российских регионах. В 2021 выступил организатором Музыкального фестиваля к 800-летию Александра Невского.
Участвовал в исполнении и записи нового Гимна Российской Федерации, в инаугурации президента России в 2004, был главным хормейстером сводных хоров в дни празднования юбилеев Победы. В период проведения 4-го форума Альянса цивилизаций ООН в Катаре в декабре 2011 выступал главным хормейстером всех его культурных программ. Принимал участие в церемонии открытия и культурной программе Паралимпиады Сочи – 2014.
Выпустил свыше 20 компакт-дисков со студийными записями шедевров русской хоровой музыки.
Геннадий Дмитряк – профессор кафедр хорового дирижирования Московской консерватории и РАМ имени Гнесиных.
В числе наград музыканта – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2010), орден святого благоверного князя Даниила Московского (2012), медаль «Славы и Чести» I степени (2017), орден святого благоверного князя Александра Невского III степени (2022).
А первый юношеский восторг перед талантом и мастерством, помню, во мне вызвала встреча с Семеном Григорьевичем Эйдиновым, когда в 14 лет я поступил в Магнитогорское музыкальное училище. Меня покорила его влюбленность в профессию, лучезарные глаза, улыбка, знания, доброта, сердечное отношение к каждому студенту – к нам он относился прямо-таки по-отечески… Попав в этот деятельный, кипучий мир, который, казалось, вращался вокруг него, я понял, что профессия дирижера – моя, и это на всю жизнь.
А в 1965 году, поступив в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, я подпал под воздействие силы личности Александра Юрлова. Помню, поразила его молодость – Юрлову тогда было всего 37 лет. Учился я в институте у Виктора Сергеевича Попова, но Юрлов всех нас, студентов, увлекал азартом, задором, горячим темпераментом. Где бы он ни находился, за что бы ни брался, везде кипела жизнь, совершались знаменательные преобразования.
Особенно тесным стало наше общение в период моего обучения в ассистентуре, когда я стал его помощником. Его захватывающие репетиции с Республиканской капеллой, филигранная, кропотливая работа с хором, музыкальные праздники с участием больших сводных хоров, – все оставило неизгладимый след в моей душе. После скоропостижной смерти Александра Юрлова завершал обучение в ассистентуре уже у Владимира Минина.
Сколько себя помню в музыкальной профессии, мне все время страстно хотелось постичь тайны исполнительского искусства. Это объясняет, почему после окончания ассистентуры я поступил в Московскую консерваторию на факультет симфонического дирижирования, осуществив таким образом две юношеские мечты – учиться в Московской консерватории и стать симфоническим дирижером.
После окончания консерватории обратился с просьбой к Геннадию Рождественскому взять меня на стажировку. Он согласился.
После стажировки было направление на Кубу. Здесь, работая в Высшем институте искусств в Гаване, я создал свой первый камерный оркестр, получил опыт работы в оперном театре Гарсия Лорки. Помню свои первые постановки: «Паяцы» Леонкавалло, «Травиата» Верди, «Петрушка» Стравинского. Это было время молодости, творческих поисков и открытий.
После возвращения с Кубы с радостью откликнулся на предложение Владимира Минина, пригласившего меня дирижером в Московский камерный хор. Технология работы Минина с хором меня изумляла. На первый взгляд, она ярко контрастировала с методами Юрлова. Минин – спокойный, сосредоточенный, сидит за столом с карандашом в руках, тихо и спокойно объясняет хору исполнительские задачи. Юрлов – импульсивный, порывистый; сколько его помню, он всегда работал стоя – огромный, как глыба, с вздыбленной рукой. Минин добивался художественного результата, используя тонкие поэтические сравнения, Юрлов использовал метод контрастных сопоставлений. Однако оба эти метода идут от воображения и в равной степени способствуют раскрытию внутреннего содержания произведения, его драматургии. Оба дирижера много работали над текстом – над его выразительным интонированием, при котором утрированные согласные выражают энергетику и краску слов.
Когда Минину предложили руководство Госхором имени А. В. Свешникова, он и меня позвал с собой. Так что Госхор – давно уже часть мой творческой биографии. Это был 1987 год – непростое время для отечественной культуры. Сейчас трудно представить, какие новые возможности и перспективы открывал перед этим коллективом приход в него такого яркого и самобытного дирижера, как Минин, но на тот момент обстоятельства, к сожалению, сложились так, что Владимир Николаевич принял решение из Госхора уйти…
А я, одержимый желанием работать с оркестром, откликнулся на приглашение Владимира Марковича Кожухаря стать дирижером Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. За несколько сезонов работы в этом театре довелось дирижировать многими операми, среди которых «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Россини, «Похищение из Сераля» и «Мнимая садовница» Моцарта… Это снова был период общения с кругом замечательных музыкантов – дирижером Михаилом Юровским, певцами Вячеславом Осиповым, Эммой Саркисян, Леонидом Екимовым, Галиной Писаренко. Работа в театре подарила богатый опыт работы с оркестром, который впоследствии пригодился при подготовке вокально-симфонических программ с Капеллой России имени А. А. Юрлова.
С Капеллой мы на протяжении десяти лет представляли филармонические абонементы, в которых большое внимание уделялось вокально-симфоническим произведениям. Я готовил эти программы с Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е. Ф. Светланова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», и прежний опыт работы с симфоническим оркестром в музыкальном театре здесь очень пригодился.
К 40 годам почувствовал, что имею необходимый опыт для реализации собственного творческого проекта. Так в 1991 году родилась Капелла «Московский Кремль». Я собрал людей, которые обладали красивыми сольными голосами и имели навыки ансамблевого пения. Судьба свела меня с директором музея «Московский Кремль» Ириной Александровной Родимцевой. При ее непосредственном участии готовили с новым хором прекрасные тематические программы, посвященные разным периодам русской истории: например, «Музыка эпохи Петра I», «Музыка Екатерининской эпохи». Выступали в храмах и музеях Москвы, много гастролировали, объездили почти всю Европу.
Артисты, с которыми сотрудничал, сегодня вспоминают о том времени как о лучшем в их жизни. Некоторым певцам творческий старт в капелле «Московский Кремль» открыл дорогу к сольной исполнительской карьере. Среди них, например, сегодняшний прекрасный солист театра «Новая опера» Анджей Белецкий.
Судьбоносным для меня стал 2004 год, когда я был назначен руководителем Капеллы России имени А. А. Юрлова. Это был подарок судьбы и огромная ответственность – стать худруком хора, о котором в юности грезил, как о вершине хорового олимпа. Невероятно, но там еще работали артисты, которые начинали свой творческий путь с Александром Юрловым и помнили меня его ассистентом-стажером.
Уже почти 20 лет мы живем с Капеллой одной жизнью. За это время у нас сформировалась удивительная атмосфера. Я очень дорожу ей. Выражается она в дружеских отношениях, во взаимной расположенности, которая ярко проявляется, например, во время совместных гастрольных поездок. Во время прослушивания новых кандидатов, которые хотят работать в нашем коллективе, мы сразу чувствуем – наш это артист или нет. Есть какое-то трудно объяснимое интуитивное понимание.
Сегодня артисты Капеллы – настоящие профессионалы: у многих за плечами два факультета – дирижерско-хоровой и вокальный. Конечно, большое внимание мы уделяем качеству голосов. Не берем в Капеллу певцов и певиц с мощной сольной вибрацией, которая разрушает качество хорового звучания. В основном предпочитаем легкие лирические голоса.
Я постоянно требую от артистов максимальной концентрации внимания, сосредоточенности, без которых невозможно достичь высокого творческого результата. Добиться такого настроя в большом коллективе непросто. Даже поворот головы, взгляд в сторону способны вывести артиста из нужного эмоционального состояния. Тогда теряется магия искусства, ускользает тайна художественного сопереживания. Для меня важно, чтобы все артисты были единомышленниками, со всей ответственностью относились к своему творческому призванию.
Когда я только начинал работать с хором, что-то мне подсказывало, что хоровое звучание должно ориентироваться на более широкие музыкальные и звуковые возможности – те, что разнообразят и наделяют множеством красок и смыслов инструментальную, симфоническую музыку. Я задумался над симфонизмом хорового звучания: как «симфонизировать» мышление артистов в работе с длинными музыкальными фразами, в хоровом многоголосии, в воплощении драматургии произведения. Поэтому часто на репетициях использую сравнения с инструментальными тембрами, не только рассказываю, но и предлагаю послушать симфонические фрагменты для более ясного понимания исполнительских задач.