Культура

Марис Янсонс – 80 лет со дня рождения

Марис Янсонс – 80 лет со дня рождения

14 января 2023 исполнилось бы 80 лет великому дирижеру Марису Янсонсу (1943-2019). В этот день в Мариинском-2 – в память о Марисе Янсонсе – прозвучит «Пиковая дама» (режиссер-постановщик – Алексей Степанюк, музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев).

Марис Янсонс неоднократно стоял за пультом симфонического оркестра Мариинского театра. В разные годы с маэстро Янсонсом работали многие солисты «Мариинки», в частности, Ольга Бородина, Алексей Марков, Татьяна Сержан, Владислав Сулимский, Станислав Трофимов, Роман Бурденко, Татьяна Павловская, Михаил Петренко. Дочь Мариса Янсонса (Илона) и две его внучки (Анастасия и Мария) работают в Мариинском театре.

Стоит напомнить и о том, что в Ленинграде Марис Янсонс жил с 13 лет (отец, дирижер Арвид Янсонс, перевез семью из Риги в 1956), учился в ССМШ при Ленинградской консерватории (на скрипке – у Григория Гинзбурга, на альте – у Абрама Сосина, факультативно – у хорового дирижера Владимира Шипулина), затем в самой консерватории (у В. Г. Шипулина – на факультете хорового дирижирования, у Николая Рабиновича – на факультете оперно-симфонического дирижирования). В 1971, после победы в Конкурсе Герберта фон Караяна, был приглашен Евгением Мравинским в оркестр Ленинградской филармонии: сперва – стажером. В 1973 Марис Янсонс занял в «оркестре Мравинского» должность дирижера-ассистента, а в 1985 стал вторым дирижером Заслуженного коллектива (здесь – внушительный список концертов Мариса Янсонса на сцене Ленинградской / Петербургской филармонии).

«Марис Янсонс останется в истории и в памяти музыкантов как великий представитель великой Ленинградской – Санкт-Петербургской дирижерской школы, продолжатель традиций своих учителей и старших друзей: Мравинского, Мусина, Зандерлинга, Рабиновича, Элиасберга, своего отца Арвида Янсонса.

Марис Янсонс останется в памяти и в истории дирижерского искусства как совесть профессии, ее этический эталон. Человек и музыкант высочайшей культуры и интеллигентности. Символ художественной и профессиональной честности и стойкости. Идеал музыканта, артиста, творца. Столп, атлант той культуры, которую олицетворяли великие мастера далекого и недавнего прошлого.

В наш век бешеных скоростей, преимущественного онлайн-общения, погони за количеством в ущерб качеству, облегченного отношения к профессии, свойственного, в том числе, и многим музыкантам, жизнь и искусство Мариса Янсонса, его интерпретации – пример вдумчивости, сердечности, благородства, тонкости, душевности, огромной воли и силы духа. Наверное, ему были известны какие-то глубинные тайны как дирижерского ремесла, так и устройства мира, неведомые другим.

Исключительно принципиальный и щепетильный во всем, что касается творчества и отношений между людьми, человек и художник, Янсонс своим искусством символизировал противостояние халтуре, мимолетности, неразборчивости, нетребовательности, “целям, оправдывающим средства”.

Марис Янсонс был первым советским дирижером, возглавившим ведущие, а затем и лучшие оркестры Европы и мира. У него были многочисленные звания, награды, в том числе и советские, и российские. Но главной наградой для него была удовлетворенность результатом собственного труда. Как-то в интервью “МО” он вспомнил слова своего отца: “Лучше дать на один хороший концерт меньше, чем на один плохой больше”.

<…>

Марис Янсонс с особым участием и заботливым вниманием, деликатно и трепетно относился к другу своей юности, одному из основателей “Музыкального обозрения” Петру Меркурьеву.

Они были ровесниками, оба родились в 1943. Познакомились в середине 50-х, когда Янсонсы переехали из Риги в Ленинград, и дружили более полувека.

Отношения с Петром оказали влияние и на расположение Мариса Янсонса к нашей газете. В разные годы, когда нам было трудно, Марис всегда спрашивал, чем помочь, а иногда и помогал деньгами. Его отношение всегда шло от сердца, он как никто умел выстроить эту связь, протянуть эту нить от сердца к сердцу.

Осознание того, что Маэстро Янсонса больше нет с нами, внушает определенные опасения. Его присутствие в нашем мире, его человеческая, художественная, профессиональная, этическая позиция всегда служила некой опорой; убеждала в том, что маэстро, его талант, его деятельность, его отношение к творчеству и есть мерило искусства. Кому теперь, без него, держать эту космическую планку?»

(Из текста главного редактора «Музыкального обозрения» Андрея Устинова памяти Мариса Янсонса)

Источник

Похожие радио

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»