«Вологодские кружева» в Москве и Вологде
В Москве прозвучали произведения композиторов Сергея Жукова и Николая Попова, созданные по заказу музыкального фестиваля «Кружева». Фестиваль проводят «Музыкальное обозрение» и Вологодская филармония в Вологде с 2008 (художественный руководитель — главный редактор «МО» Андрей Устинов).
Сергей Жуков. Фото Алексей Колосов
Премьера произведения Николая Попова «Вологодские кружева» для симфонического оркестра и электроники завершала фестиваль «Кружева» 10 октября 2021. Его исполнил Ярославский губернаторский симфонический оркестр, дирижер Мурад Аннамамедов.
Произведение Попова было представлено на Всероссийском конкурсе молодых композиторов «Партитура»-2022 и стало лауреатом конкурса в номинации «Симфоническое произведение малой формы».
Конкурс «Партитура» проводится в восьми номинациях (Симфоническое произведение крупной формы, Симфоническое произведение малой формы, Оперная музыка или оперетта, Балетная музыка, Произведение для солиста с оркестром, Эстрадно-симфоническое произведение, Киномузыка, Хоровая музыка). В Экспертном совете — Ю. Башмет, И. Бутман, А. Соколов, В. Тарнопольский, Д. Бертман, Г. Исаакян, А. Рыбников, М. Дунаевский, В. Таривердиева, А. Гориболь, О. Хомова, М. Грановский и др.
Приз в каждой номинации — 200 000 руб.
25 марта в Большом зале консерватории на заключительном концерте конкурсе «Партитура» «Вологодские кружева» Николая Попова прозвучали в исполнении МГАСО п/у Павла Когана, дирижер Алексей Ходорченков.
Николай ПОПОВ. Фото из личного архива
Вологодские «Кружева»
Андрей Устинов, художественный руководитель фестиваля «Кружева»:
«Моя идея заказа для фестиваля «Кружева» нового сочинения и его мировая премьера на концерте, завершающем фестиваль, представляется очень важной.
Во-первых, это продолжение и реализация одного из главных направлений деятельности «МО» — поддержка и продвижение современного композиторского творчества. В этом направлении у газеты несколько проектов.
Абонемент «Персона – композитор», который проходит в Московской филармонии уже 13 сезонов и в котором приняли участие 40 композиторов разных поколений.
Заказ коллективных сочинений:
«Десять взглядов на десять заповедей» к 15-летию «МО» (2004, авторы Андрей Эшпай, Михаил Броннер, Роман Леденев, Александр Чайковский, Александр Вустин, Рустэм Сабитов, Юрий Воронцов, Сергей Жуков, Сергей Павленко, Ефрем Подгайц).
«Посвящение». К 100-летию Шостаковича (2006, авторы Ольга Алюшина, Артем Васильев, Алексей Сюмак, Антон Буканов, Татьяна Новикова, Ольга Бочихина, Кузьма Бодров)
«Liberta / 2019 / MO / 30» к 30-летию «МО» (2019, вторая редакция 2021, авторы — Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Юрий Каспаров, Александр Хубеев, Николай Попов)
«Вологодские кружева» — еще один важный проект и в деятельности «МО», и для культурной истории старинного города Вологды, и для фестиваля «Кружева», и в целом для российской культурной провинции. Новое сочинение завершает фестиваль и в то же время открывает и самому сочинению,
и фестивалю путь в будущее.
Во-вторых, мы создаем музыкальную летопись всемирно известного народного промысла — вологодского кружева, что для музыкальной культуры России — явление уникальное. Мне кажется, что таких примеров в европейской и мировой практике немного.
В-третьих, важна идея и структура сочинения. Обязательное условие для композитора — включение в музыкальную ткань произведения знаковых вологодских символов: четырехзвучного мотива боя часов колокольни Софийского собора Вологодского кремля, который вот уже более 150 лет каждые 15 минут оглашает Соборную площадь древней Вологды, и одной или нескольких мелодий архаичных народных песен Вологодской области (их можно найти в сборниках фольклористов). Все остальное — на усмотрение автора.
Таким образом, мы сформировали уникальную звуковую коллекцию из восьми произведений, место которой — и на концертной сцене, и в истории вологодского кружева, и в Музее кружева в Вологде.1
Художественный руководитель фестиваля «Кружева» Андрей Устинов. Фото Валентина Певцова
Важно то, что сочинения живут своей концертной жизнью и вне Вологды.
Пьеса Артема Васильева исполнялась на 41-м фестивале «Московская осень» (2019). Увертюра Михаила Броннера в оригинальной версии для фортепианного трио и ОРНИ звучала в Москве (2015), а в версии для оркестра народных инструментов и солирующих балалайки, домры, альтовой домры, щипковых гуслей и клавишных гуслей — неоднократно во время концертного тура Губернаторского ОРНИ Вологодской области под управлением Галины Перевозниковой по городам России (Архангельск, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Вологда, Череповец, Липецк, Белгород).
Сочинение Юрия Каспарова не раз играли в Москве и за рубежом — в столице Колумбии Боготе.
В репертуар ряда российских симфонических оркестров входят и «Вологодские кружева» Александра Чайковского.
И вот последние два исполнения «Вологодских кружев» Сергея Жукова2 и Николая Попова3 весной 2022 года в Москве.
Николай Попов — ныне один из самых востребованных российских авторов, руководитель Центра электроакустической музыки Московской консерватории. В марте в Электротеатре Станиславский состоялась премьера его мультимедиаоперы “Curiosity”.
Произведение Попова (прошлогодняя премьера) уже включено в программу концерта-открытия фестиваля «Кружева» 2 октября 2022 года в Вологде в исполнении симфонического оркестра МГИМ имени А.Г. Шнитке (дирижер Игорь Громов).
А завершит фестиваль мировая примера нового сочинения, уже девятого по счету, автором которого является Юрий Воронцов. 9 октября «Вологодские кружева» Юрия Воронцова прозвучат на заключительном концерте фестиваля в исполнении Уральского молодежного симфонического оркестра Свердловской филармонии под управлением Александра Рудина».