Культура

125 лет со дня рождения Бертольта Брехта

125 лет со дня рождения Бертольта Брехта

125 лет со дня рождения Бертольта Брехта

10 февраля 2023 исполняется 125 лет со дня рождения Бертольта Брехта (10 февраля 1898, Аугсбург – 14 августа 1956, Берлин), немецкого драматурга, поэта, прозаика, театрального деятеля, создателя теории «эпического театра».

Брехт противопоставлял свой подход «психологическому» театру Станиславского: в брехтовой системе координат театр должен не создавать иллюзию реальности, а побуждать зрителя абстрагироваться и критически анализировать происходящее на сцене.

«Согласно Брехту, все дело в том, чтобы человек в зрительном зале лишь созерцал события на сцене, стремясь как можно больше узнать и услышать. Зритель должен наблюдать за течением жизни, извлечь из наблюдения соответствующие выводы, отклонить их или согласиться, – он должен заинтересоваться, но, боже упаси, только не расчувствоваться. Он должен рассматривать механизм событий точно так же, как механизм автомашины». (Лион Фейхтвангер. О Бертольте Брехте)

Для «эпического театра» важен был «эффект отчуждения» («Verfremdung»), для чего, в частности, Брехт использовал в спектаклях музыкальные номера – зонги – как бы выпадавшие из драматического действия и переключавшие зрителя.

Ряд сочинений Брехта лег в основу опер композитора Курта Вайля, с которым драматург тесно сотрудничал – среди них имеющая мировую славу «Трехгрошовая опера» (1928), парафраз знаменитой «Оперы нищего» (1728) Джона Гея, а также «Расцвет и падение города Махагони» (1929).

Плодотворным было сотрудничество с немецким композитором Паулем Дессау, который создал на тексты Брехта около 50 сочинений – музыкально-драматических, кантатно-ораториальных, вокальных и хоровых, среди которых центральное место занимают оперы «Допрос Лукулла» (1949) и «Пунтила» (1959), а также музыку к пьесам Брехта – «Мамаша Кураж и ее дети» (1946), «Добрый человек из Сезуана» (1947), «Исключение и правило» (1948), «Кавказский меловой круг» (1954) и др.

В 2009 Кирилл Серебренников поставил «Трехгрошовую оперу» в МХТ имени Чехова, показав зонг-оперу в реалиях современной Москвы, где на одном полюсе находятся медийные звезды, а на другом – нищие и уличные попрошайки. В роли Мэкки Ножа выступил Константин Хабенский.

Источник

Похожие радио

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»