«Процесс создания песни для меня, как чёрный ящик» — Никита Макарьин представляет дебютный альбом «Скажет небо»
В российском арт-дискурсе разговор о популярной музыке зачастую не выходит за рамки текста. Такая традиция сложилась ещё со времён «самой читающей страны в мире» СССР, и связана она была не столько с качеством самой песенной лирики, сколько с качеством музыки: возможности писать на уровне западных артистов зачастую просто не было. Поэтому сначала барды, затем рокеры, а в итоге и рэперы ценились, в первую очередь, своей лирикой, в которой и вправду было много ценного. Но сегодня писать треки можно даже дома, и музыка в России становится не менее качественной. И дебютный альбом Никиты Макарьина «Скажет небо» — это компромисс между старым и новым, литературным и музыкальным.
«Скажет небо» ощущается как сказка о потерянном времени. В ней собраны стихотворения разных эпох: Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Сергея Есенина и Бориса Рыжего. Даже звучит отрывок из книги философа Николая Бердяева. Но большинство лирики написано самим Макарьиным, и она объединяет целые поколения в единое безвременное пространство, в котором отсутствуют маркеры времени и есть лишь красота.
Эскапистский побег автора от жёстокой реальности ощущается даже не столько на лирическом, сколько на музыкальном уровне. Солирующую акустическую гитару дополняют и перебивают множество других инструментов, переплетающихся друг с другом и создающих ощущение перегруженности пространства — музыкального хаоса, который при этом звучит гармонично и красиво. У музыки будто тоже нет времени: она слишком сложна для бардов, но при этом в ней не найти маркеров современной музыки. Первая ассоциация — группа «АукцЫон», которую Макарьин называет одной из своих любимых. Но «Скажет небо» звучит как бэдрум-поп-версия «АукцЫона» — тише и по-домашнему уютнее. Вторая ассоциация — группа The Retuses, которая в начале карьеры также пела на акустике стихи классиков. Но фолк-элементы в музыке Макарьина имеют больше маркеров русскости, нежели интернациональное звучание The Retuses.
«Красота есть победа над тяжестью и уродством мира» — цитирует Бердяева рэпер Неточка Незванова в завершающей композиции «Об эстетизме». В этой фразе весь дебютный альбом Никиты Макарьина — провозглашая победу красоты, автор отказывается от какой-либо дихотомии, создаёт музыку без зла, тревоги и уродства. Кажется, именно такой музыки сегодня и не хватало.