«Ностальгия популярна во все времена» — «Гипнобаза» представляет мини-альбом «Вечеринка никогда»
При беглом взгляде на современную музыку всё сильнее ощущается намеренное отсутствие этой самой современности. И в чартах, и в подборках музыкальных критиков встречается музыка молодых исполнителей, чьё творчество как будто бы старше их самих. Моду на ретро уже успели осмыслить культурологи, а критик Саймон Рейнолдс, позаимствовав термин из работ Жака Дерриды, охарактеризовал такую музыку как хонтологическую — этакий процесс ностальгирования по тому, по чему музыкант не может испытывать тоску ввиду своего возраста. В России хонтология имеет особое место в поп-культуре благодаря богатому наследию советской и ранней постсоветской эстрады, получив на западе отдельное наименование sovietwave. Московская группа «Гипнобаза» посвятила своё творчество воссозданию музыкального ландшафта уже далёкой эпохи, нарекая свою музыку ностальджи-поп. Новый мини-альбом «Вечеринка никогда» — фантазия о времени, застывшем, как насекомое в янтаре советской эстрады.
Холодные меланхоличные синт-баллады, слушая которые, представляешь прогулки по паркам, осыпанным листвой оттенков пламени, — и всё это снято на плёнку с несколько мыльным изображением. Спутать «Вечеринку никогда» с бриллиантами перестроечной поп-музыки очень просто. При этом какая-либо привязка к сегодняшнему дню отсутствует и в текстах — лирический герой ходит на дискотеки и ставит пластинки. Даже сами сюжеты песен ностальгичны и рассказывают будто о чём-то давнем, но очень важном. В полную силу «Вечеринка никогда» раскрывается вместе с сюжетными вставками, доступными на «Яндекс Музыке». С ними альбом превращается в сказку о путешествии во времени, которой, впрочем, никогда и не было на самом деле.
Но сколько бы «Вечеринка никогда» ни пыталась имитировать чужое время, это, в первую очередь, произведение сегодняшнего дня. А в период, когда вся культура будто бы отвернулась от реальности, подобный релиз вписывается в нынешний ландшафт. «Гипнобаза» говорит о современном человеке не буквально, а на психоэмоциональном уровне — ведь многие сейчас тоскуют по какому-то прошлому, где они, может, и не были счастливы, но чувствовали себя определённо лучше. И на фоне всеобщего тотального эскапизма «Вечеринка никогда» — не очередная попытка паразитирования на тренде ностальгии, а умелое подражание не столько прошлому, сколько представлениям этого прошлого, сформированным от «батиных» кассет и современного ощущения потерянной эпохи.