События февраля 2023
«Музыкальное обозрение» предлагает дайджест фестивалей, театральных и концертных событий февраля 2023 в Москве и других российских городах. Отметим на сей раз отдельной рубрикой московские концерты современной музыки, а главным оперным событием месяца назовем российскую премьеру оперы «Царь Кандавл» Александра фон Цемлинского – в концертном исполнении.
ФЕСТИВАЛИ
5 февраля – 22 апреля
Фестиваль «Золотая маска»
В феврале начинаются показы конкурсных спектаклей Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» 2023. В музыкальной афише – спектакли «Ромео и Джульетта» Константина Богомолова и Максима Севагина (МАМТ), «Евгений Онегин» Владиславса Наставшевса (Пермская опера), опера Николая Попова “Curiosity” (Электротеатр) и др. Имена лауреатов будут объявлены на Церемонии вручения Премии, которая состоится 22 апреля 2023 на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Расписание музыкальной программы – здесь.
Уильям Этти (1787—1849). Неосторожность Кандавла, 1830
14, 15 февраля. Башкирский театр оперы и балета
Мюзикл a cappella «Любовь это…»
Мюзикл a cappella – такое жанровое определение дал спектаклю автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Александр Алексеев. Знаменитые песни и романсы композиторов XIX и XX веков будут звучать в спектакле в обработках для хора Михаила Серкова. «Незамысловатые истории любви, которые близки каждому из нас» – в режиссуре Филиппа Разенкова и хореографии Алины Мустаевой.
22 февраля. Геликон-опера
Джанкарло Менотти. «Медиум»
«Медиум» – второе обращение режиссера Ильи Ильина к творчеству известного композитора XX века (опера Джанкарло Менотти «Телефон» вошла в репертуар театра в 2018). «Мне было интересно поразмышлять на тему – почему в такое тяжелое время у людей появляется неукротимое влечение к мистике, к потустороннему, к аномальным явлениям. Они ищут ответы на вопросы, которые не могут получить в жизни, и тогда рядом с ними возникают медиумы», – отмечает режиссер. Художественный руководитель постановки – Дмитрий Бертман. Музыкальный руководитель – Валерий Кирьянов.
Иллюстрация к спектаклю «Медиум— Геликон-опера, официальный сайт
БАЛЕТНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ
10, 11 февраля. Воронежский театр оперы и балета
«Чехов. Отражения» на музыку П. И. Чайковского
Одноактный балет хореографа Константина Уральского был показан в виде эскиза на фестивале «RE:Форма танца» в ноябре 2022 – теперь театр представляет полноценную версию балета. «Чехов. Отражения» – спектакль-хореографическое размышление о женских образах в произведениях Антона Павловича Чехова. Главные действующие лица балета – Анна Сергеевна из рассказа «Дама с собачкой», сестры Ирина, Ольга и Мария из пьесы «Три сестры» и Нина Заречная из «Чайки». Их взаимоотношения с другими персонажами, переживания, мечты и желания в столкновении с реальностью окружающего мира складываются в хореографические сцены.
Ансамбль «Студия новой музыки», дирижер Игорь Дронов
Венедикт Пеунов. Фото Олег Сингареев
19 февраля. Зал Зарядье
Оркестр musicAeterna. Дирижер – Т. Курентзис. А. Ретинский – «Ты – ликами цветов». Мистерия для хора и оркестра (мировая премьера); С. Рахманинов – «Всенощное бдение».
22 февраля. Рахманиновский зал консерватории
Второй концерт цикла «Путеводитель по ансамблю», к 30-летию «Студии новой музыки». Дирижер – И. Дронов. А. Табанкова (гобой), Н. Агафонов (кларнет), М. Хаба (фортепиано), А. Алферова (арфа), О. Галочкина (виолончель). П. Хиндемит – Камерная музыка № 2 для фортепиано и 12 инструментов; К. Пендерецкий – Каприччио для гобоя и 11 струнных инструментов; А. Сысоев – “Fingerprints” для кларнета и ансамбля; Б. Чайковский – Партита для виолончели, клавесина, фортепиано, электрогитары и ударных; Т. Такемицу – “And then I knew ’twas wind“ для флейты, альта и арфы.
25 февраля. ДК Рассвет
МАСМ. А. Светличный – «Синдром дефицита внимания» для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели; С. Невский – Фортепианный квартет, кларнетовая версия; Д. Бурцев – “Revisité” для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели; С. Шестаков – «Город Хата-с-Краю. Набережная» для бас-флейты, скрипки и фортепиано; А. Вустин – «Далекий свет», для бас-кларнета; А. Радвилович – «Чумная колонна» для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели.
Московский ансамбль современной музыки
17 февраля. Концертный зал имени П. И. Чайковского
«Персимфанс». Новая история музыки от «Персимфанса». Двенадцать нот: от «Хаоса» Ребеля до «Дня Бытия» Вышнеградского. Ж.-Ф. Ребель – «Стихии» (балетная сюита); Ф. Лист – Симфоническая поэма № 5 «Прометей»; А. Веберн – Симфония, соч. 21; И. Вышнеградский – «День Бытия» (Исповедь жизни перед жизнью) для оркестра, хора и чтеца.
17 февраля. Рахманиновский зал консерватории
«Мотивы старины – властители пространства». О. Галочкина (виолончель), М. Хаба (фортепиано, клавесин). Л. де Ке д’Эрвелуа – “Sieben altfranzösische Mädchenbilder”; Г. Кассадо – Соната в старинном испанском стиле; Л. Даллапиккола – “Tartiniana secondo”; А. Шнитке – Сюита в старинном стиле; И. Стравинский – Итальянская сюита (транскрипция эпизодов из балета «Пульчинелла»).
21 февраля. Концертный зал имени П. И. Чайковского
Ансамбль Questa Musica. Дирижер – Ф. Чижевский. Н. Павлова (сопрано), А. Немзер (контртенор), С. Годин (тенор), О. Цыбулько (бас). И. С. Бах – Месса cи минор для солистов, хора и оркестра.
25 февраля. Зал Зарядье
РНО. Дирижер – Т. Зангиев. А.Тарасевич-Николаев (фортепиано). Р. Шуман – Увертюра к опере «Геновева»; Л. ван Бетховен – Концерт № 4 для фортепиано с оркестром; Р. Штраус – «Дон Жуан»; П. Хиндемит – Симфония «Художник Матис».
26 февраля. Большой зал консерватории
Детский хор «Весна». Дирижер – Н. Аверина. В. Заболотний (фортепиано). Произведения С. Рахманинова, хоровые миниатюры зарубежных композиторов и народные песни.
Хор «Весна» им. А. С. Пономарева
ВЫСТАВКИ
До 12 марта 2023. Центр Зотов
1922. Конструктивизм. Начало
Расположившаяся на двух этажах бывшего Хлебзавода № 5, а ныне конструктивного пространства Центр Зотов многоголосая выставка рассказывает обо всех возможных гранях конструктивизма: живопись, графика, дизайн, поэзия, тело, коллаж, музыка, архитектура. Среди театрально-звуковых сюжетов – эскизы и макеты декораций, эскизы костюмов к спектаклю «Победа над солнцем», видеореконструкция звукового перфоманса Арсения Авраамова «Симфония гудков» (1922-23), действующие шумовые аппараты Владимира Попова, реконструированные под руководством Петра Айду.